На просторах Москва-реки можно встретить более 100 теплоходов. Одновременно, конечно, они на реку не выходят, но несмотря на это, проведя в погожий летний денёк на набережной около 2-3 часов, можно побывать и в конце 50-х годов, и в конце 60-х, и даже в начале 40-х годов!
Одними из самых старых теплоходов на Москве-реке считаются теплоходы типа "Москвич", которые выпускались ещё с 1948 года. Однако есть один, который ещё старше. На просторах реки встретить его довольно сложно, обычно он ходит выше по реке: по каналу им. Москвы. Это теплоход "Максим Горький". Построен он был в 1938 году по специальному проекту лично для И.В.Сталина. После реконструкции в 2002 и в 2006 годах, корабль стал принимать желающих провести банкеты и окунуться в атмосферу старины.
Но это - единичный эксклюзивный теплоход, а вот у проекта "Москвич" есть множество сыновей. С 1948 года, когда появились первые теплоходы этого типа, было выпущено более 500 экземпляров. Не все из них носили гордое имя Москвич, чаще использовали порядковые номера в сочетании с буквой М, иногда им присваивали замысловатые названия. Теплоходы этого типа эксплуатировались в основном как прогулочно-экскурсионные суда, а также в режиме общественного транспорта.
Сейчас можно встретить действующие суда выпуска 50-х годов прошлого века. Один из них - "Вдохновение", построеный в 1954 году и прошедший реновацию в 2002-2004 годах.
Все эти теплоходы отличаются небольшой вместимостью до 50 человек - в те годы не было необходимости перевозить людей в массовом порядке по реке в пределах одного города. Сейчас, из за возраста, эти теплоходы отличаются небольшой стоимостью фрахта. Оригинальные нтерьеры у теплохода "Вдохновение" сохранены.
Следующим массовым типом речных судов стал проект ОМ. Серия двухпалубных речных теплоходов, которые строили в СССР с 1951 года, предназначались для перевозок пассажиров на линиях небольшой протяженности. Вместимость их была больше, чем у серии Москвич - до 80 человек. Скорость хода также была несколько больше. Типичный представитель этого типа - теплоход "Арго-2".
Многие теплоходы этого типа хорошо отреставрированы, интерьер приведён в соответствие с современными запросами организаторов праздников. Почти везде есть камбузы, сцена, световая и звукова аппаратура.
Также к типу ОМ принадлежит теплоход "Петрович".
Однако самыми массовыми теплоходами на Москва-реке являются теплоходы серии Москва (проекты Р-51, Р-51Э). Эти теплоходы знакомы практически всем - сейчас они выполняют роль речных трамвайчиков в период навигации. Первое (головное) судно серии было построено в 1969 году. Судно имеет закрытый пассажирский салон, также пассажиры могут размещаться на скамейках, установленных на крыше надстройки, под навесом. Максимальная проектная пассажировместимость - 300 человек, однако теплоходы, модернизированные под банкетные суда, имеют меньшую вместимость.
Довольно большое количество кораблей этого типа были модернизированы в начале 2000-х годов. Например, теплоход "Крокус":
Или теплоход "Олимпиада":
Почти на всех банкетных теплоходах этого класса модернизирована верхняя палуба - частично застеклена, частично расширена в районе кормы под тентом. После 1980--х годов выпуск этих теплоходов практически прекратился и новые речные корабли начали появляться в акватории реки только с приходом 2000-х годов. Как правило все новые корабли построены по индивидуальным проектам.
Одним из самых новаторских теплоходов, поражающих своей конструкцией, стал теплоход "Галина Уланова", спущенный на воду в 2008 году. Нетипичный для теплоходов профиль, больше применимый в яхтостроении, невысокая посадка, которая позволят идти по мелководью, но тем не менее вместимость в количестве до 60 человек делает этот теплоход поистине уникальным.
Обо всех особенностях теплохода "Галина Уланова" можно узнать на отдельной странице.
Ещё интересные статьи: